понедельник, 24 августа 2015 г.

Правила поведения в природе языком поэзии - взрослым и детям

Среди стихотворных строк известных и менее известных поэтов, отечественных и зарубежных, пишущих в рифму и белыми стихами, можно отыскать такие отрывки, а то и целые произведения, которые наилучшим образом пере дают те или иные грани отношения человека к природе. Как правило, они самодостаточны и не нуждаются в комментариях.
Поясним это утверждение на конкретных примерах. Перед тем как туристы сделают первые шаги по тропе, проводник обычно проводит с ними специальный инструктаж. При посещении маршрута без проводника его роль выполняет информационный стенд. Основная задача та кого инструктажа заключается, как правило, в том, чтобы настроить посетителя не на потребительское отношение к природе, а на добрые чувства: радость от общения, любование ее красотой, восхищение ее богатством. Для этого вполне подойдут уже упоминавшиеся выше строчки словацкого поэта Павола Гвездослава (в переводе Ивана Волощука – бывшего сотрудника охраняемой ландшафтной области «Мала Фатра», а ныне директора Объединенной дирекции особо охраняемых природных территорий Карпатского региона):

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.


Затем необходимо в краткой и выразительной форме рассказать о том, что ждет путника на нашей тропе, чтобы настроить его на встречу с прекрасным. Это тоже можно сделать с помощью всего лишь шести строк, например, из поэтического сборника Дмитрия Чижова:
Там на лесных тропинках свежесть сосен
И горьковатый запах зверобоя,
Сплетаясь с ароматом земляники,
Повиснув в воздухе, ласкают нежно душу,
Чтоб не болела голова у человека
И не щемило сердце у него.
Известно, что формирование правильного стереотипа поведения человека на природе невозможно без введения определенных ограничений. В том случае, если эти ограничения выражены в обычной запретительной форме (не рвать, не сорить, не мять, не шуметь и т.д.), да еще сопровождаются угрозой штрафа за нарушения, они могут вызвать обратную реакцию. Чаще всего она выражается в агрессивных действиях со стороны посетителей, порой даже в актах вандализма. Гораздо более действенным, судя по нашему опыту, является эмоционально-поэтическое выражение душевных чувств. Например, запрет «Не рвать цветы» лучше выразить словами азербайджанского поэта и драматурга Самеда Вургуна:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их и срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Все видели, какими «обкусанными» выглядят ранней весной заросли вербы в Москве и ближнем Подмосковье, стоит только на их ветвях показаться первым пушистым почкам. Та же участь постигает и ольшаники. И вместо того чтобы писать бесполезные запрещения типа «не обламывать ветви деревьев и кустарников», можно попробовать воз действовать на чувства людей с помощью Владимира Солоухина:
Я обманул ольху.
В один из зимних дней,
На берегу застывшей нашей речки
Я наломал заснеженных ветвей
И внес в тепло, которое от печки…
Что из того, что радостно и звонко
Раздастся песня раннего скворца?
Летит, пылит на мертвую клеенку
Досадный мусор – мертвая пыльца.
Еще один пример на ту же тему. Просьба не шуметь в лесу (не кричать, не свистеть, не включать громкую музыку и т.д.) может быть выражена отрывком из стихотворения Лиляны Стефановой (в переводе Владимира Солоухина):
Тихий снег, тихий свет,
Тихо все в это тихое утро,
Напряженье уходит
Из сердца, из мышц, из виска.
Мир скрежещущий выключен,
Как на столбе репродуктор.
В синем небе бесшумно плывут облака.
Наибольшее количество стихов о природе написано на тему отношения к «братьям нашим меньшим». Но, пожалуй, наиболее вырази тельное из них, способное остановить руку с зажатым в ней камнем или рогаткой, было обнаружено нами не в сборнике поэзии, а на клетчатом листочке из школьной тетради. Из него был сделан кулек, в котором продавались вишни. Автора у этого стихотворения указано не было:
Поплачем о маленьком горе –
У чайки убили птенца.
Ей озеро кажется морем,
Которому нету конца.
Над нею ломались со стоном
Корявые руки берез.
А озеро стало соленым
От маленьких чайкиных слез.
Конечно, сама по себе любая информация о правилах поведения, в том числе и в стихах, еще не гарантирует снижения количества нарушений. Известно немало примеров, когда у организаторов туризма просто руки опускаются от того, что пиши – не пиши, а поведение посетителей в принципе не меняется. Попытаться решить эту проблему можно так же с помощью поэтических строк – стихотворением Николая Рубцова:
Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
– Как не стыдно тебе, егоза?
И коза опустила глаза.
А когда разошёлся народ,
Побежала опять в огород.
И в заключение маршрута, когда время подводить итоги пройденному пути, можно дать отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко:
Не случайно джунгли спящие стрекочут,
Не случайно шелестит речная гладь.
Так глядит на нас природа, будто хочет
Что-то важное глазами рассказать.
Не случайно утром вспыхивают росы
Светляками на ладонях у листвы.
Так глядит на нас природа, будто просит
Нашей помощи, защиты и любви.

Источник - http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/21.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий