Дидактические игры в помощь воспитателю 2 младшей группы
Программное содержание:
Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Ознакомление с миром природы:
- Расширять представления детей о растениях и животных.
- Продолжать
знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и
питания.
- Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами
(волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).
- Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка,
еж и др.), о земноводных (на примере лягушки).
- Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона,
голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
- Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук,
божья коровка, стрекоза и др.).
- Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина,
смородина и др.).
- Дать элементарные представления о растениях данной местности:
деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).
- Показать,
как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что
для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями
следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в
связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
- Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой— рассыпается, влажный— лепится), снега (холодный,
белый, от тепла — тает).
- Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах
деятельности.
- Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе
(чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).
- Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности
растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Сезонные наблюдения
Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее,
идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать,
птицы улетают в теплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей
и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные
овощи и фрукты и называть их.
Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней
природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок,
подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе,
пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках,
лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весен-
ней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла
трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.
Расширять представления детей о простейших связях в природе:
стало пригревать солнышко— потеплело— появилась травка, запели птицы, люди заменили
теплую одежду на облегченную.
Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей
на грядки.
Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе:
жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются
птенцы в гнездах.
Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
2-ая младшая группа № 3
- АртЭкообъект 1 "В гостях у Аиста"
Разучивание стихов.
И. Мазин «Давайте люди дружить друг с другом…»
Б. Заходер «Все-все»
А. Яшин «Покормите птиц зимой…»
К. Забойский «Всем известно, что жуки…»; «Сидит на ромашке смешная букашка»
В. Берестов «Дерева, трава, цветок и птица…»; «Октябрь»
С. Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света…»
И. Черницкая «Пришла зима»
А. Фет «Чудная картина»; «Осенью»; «Как здесь свежо под липою густою»; «Еще, еще! Ах, сердце слышит…»
М. Лермонтов «Осень»
С. Маршак «Круглый год. Июнь»
Я. Аким «Дождь»
Х. Андрухаев «Луна и солнце»
Х. Беретарь «Гора»
А. Гадагатль «Деревцо»
К. Жане «Два колоса», «В деревне», «Слепой дождик», « Неразлучные друзья»
Д. Чуяко «Дружба», «Луна», «Паук», «Воронье гнездо», «Воробей», «Лесные соседи» - «Кузнечик», «Черепаха»; «Стук весны», «Кукушка», «Слепой дождик», «Наш огород», «Хлебное зерно», «Зимой», «Саженец», «Зайка»;
Н. Буек «Как красива наша земля», «Зима», «Осень».
5.Оформление альбомов: “Достопримечательности моей Кубани”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края»
6.Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Я - фотограф".
7. Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями:
В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
1. Консультации:
«Земля – наш общий дом».
«Природа Кубани»
«Детское экспериментирование в природе».
«Интересное рядом с нами».
«Выходные с родителями на природе».
«Экспериментируем вместе с детьми»
2. Привлечение родителей к оформлению уголка и календаря природы
АртЭкообъект 9 "Кубанское подворье" представлен в виде казачьего подворья, его хозяев казака Захара и казачки Анфисы:
Разучивание стихов.
И. Мазин «Давайте люди дружить друг с другом…»
Б. Заходер «Все-все»
А. Яшин «Покормите птиц зимой…»
К. Забойский «Всем известно, что жуки…»; «Сидит на ромашке смешная букашка»
В. Берестов «Дерева, трава, цветок и птица…»; «Октябрь»
С. Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света…»
И. Черницкая «Пришла зима»
А. Фет «Чудная картина»; «Осенью»; «Как здесь свежо под липою густою»; «Еще, еще! Ах, сердце слышит…»
М. Лермонтов «Осень»
С. Маршак «Круглый год. Июнь»
Я. Аким «Дождь»
Х. Андрухаев «Луна и солнце»
Х. Беретарь «Гора»
А. Гадагатль «Деревцо»
К. Жане «Два колоса», «В деревне», «Слепой дождик», « Неразлучные друзья»
Д. Чуяко «Дружба», «Луна», «Паук», «Воронье гнездо», «Воробей», «Лесные соседи» - «Кузнечик», «Черепаха»; «Стук весны», «Кукушка», «Слепой дождик», «Наш огород», «Хлебное зерно», «Зимой», «Саженец», «Зайка»;
Н. Буек «Как красива наша земля», «Зима», «Осень».
5.Оформление альбомов: “Достопримечательности моей Кубани”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края»
6.Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Я - фотограф".
7. Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями:
В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
1. Консультации:
«Земля – наш общий дом».
«Природа Кубани»
«Детское экспериментирование в природе».
«Интересное рядом с нами».
«Выходные с родителями на природе».
«Экспериментируем вместе с детьми»
2. Привлечение родителей к оформлению уголка и календаря природы
Дидактические игры по экологии во 2 младшей группе
Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами), сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. (источник)
«Где спрятался зайчик!»
Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.
Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.
Ход игры:
Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.
Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.
|
«Где растет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.
Ход игры:
Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.
После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.
|
«Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.
Ход игры:
Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.
Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.
|
«Цветочный магазин»
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.
Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.
Ход игры:
Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.
|
«Почтальон принес посылку»
Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.
Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.
Ход игры:
Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.
|
«Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.
Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)
|
«Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
|
«Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).
Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).
Ход игры:
Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.
|
Магазин «Семена»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.
Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.
Ход игры:
Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).
|
«Все по домам!»
Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).
Ход игры:
Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Воспитатель предлагает отправиться в поход. Детям раздаются листья (плоды, семена) разных растений (кустов, деревьев). Дети делятся на отряды. Воспитатель предлагает представить, что у каждого отряда стоит палатка под каким-либо деревом или кустом. Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Пошел дождь. Все по домам!», дети бегут к своим «палаткам». Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
|
«Собери грибы в лукошко»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).
Ход игры:
Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).
|
«С какой ветки детки»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).
Ход игры:
Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
|
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.
Ход игры:
Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.
|
«Угадай по описанию»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.
Ход игры:
Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.
|
«Рассели животных по домам»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.
Ход игры:
На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.
|
«Путешествие под водой»
Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д.
Ход игры:
Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.
Или игра проводится по типу лото.
|
«Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Материал: карточки с разнообразными объектами.
Ход игры:
Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.
Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
|
«Соберем урожай»
Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.
Ход игры:
В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.
|
«Овощехранилище»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.
Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.
Ход игры:
У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.
Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды
|
«Зоопарк»
Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.
Ход игры:
Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий