воскресенье, 6 ноября 2022 г.

Интересная осень. Игры с дошкольниками на прогулке.

Доброго времени суток, уважаемые блогеры и читатели! Осенью для педагога образовательные задачи на прогулке становятся сложнее. Погода задает свой тон.  Частый дождь, ветер можно также превратить в возможность узнать побольше интересного ребятам!


 Перед Вами подборка игр, помогающих любую погоду превратить в увлекательную игру:

 

Измеритель дождя
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: любое.
Ход игры
Погода интересует ребенка постольку, поскольку из-за дождя он не может идти на прогулку. Но если вы будете вести ежедневные наблюдения за изменениями погоды, то даже дождь станет для него приятным событием. Купите тетрадь с большими страницами. Регистрируйте состояние погоды ежедневно после завтрака и ужина. Используйте для этого символические изображения солнца, дождя, облаков и ветра.
Можно сделать простой измеритель дождя и добавить в дневник погоды еще одну графу — наблюдение за дождем. Вам потребуются высокий тонкий сосуд и широкая воронка. Такое приспособление поможет подсчитать даже минимальное количество осадков, падающих через воронку в сосуд. Нанесите на поверхность сосуда разноцветные деления через определенный интервал и поставьте сосуд на улицу во дворе или на балкон. Хорошо начинать такие наблюдения, когда погода сильно меняется. Это активизирует интерес ребенка.

Изобрази природу
Эта игра направлена на развитие координации движений, воображение, ориентации в пространстве. Играть можно и во дворе  дома, и на улице во время прогулки в детском саду.
В игре может принимать участие 3-10 человек.
Ход игры
Перед началом игры ведущий рассказывает детям о растениях, деревьях, кустах, цветах, травах, которые растут на участке. Каждый участник игры выбирает себе растение, дерево или цветок, которое будет изображать. После распределения ролей ведущий дает задания:
1. Изобразите, как растение будет вести себя под легким утренним ветерком (деревья покачивают ветками-руками, шевелят пальцами-листочками, цветы и кусты плавно покачиваются).
2. Изобразить, как растения сгибаются под натиском урагана.
3. Изобразить, как лесные растения качаются под порывами холодного осеннего ветра.
4. Показать, что случается с растениями под проливным дождиком.
5. Продемонстрировать, как растения вели себя во время летней жары.
6. Изобразить, как деревья сбрасывают листву.
Другие варианты заданий можно придумать по ходу игры.

Перелет птиц
Эта игра повышает координацию ребенка, развивает быстроту, скорость, ловкость, внимание.
В игре может участвовать от одного до пяти человек.
Ход игры
Ребенок стоит в одном из углов комнаты или двора, он изображает «птицу». В другом конце комнаты или двора стоит табуретка. Взрослый сигнализирует «Птички улетают!», малыш выбегает из угла с поднятыми в стороны руками-крыльями, бегает по кругу или по всей комнате. По сигналу взрослого «Буря!» ребенок подбегает к табуретке и влезает на нее — это «птица» крылась на дереве от дождика и ветра. Когда говорят «Буря кончилась!», ребенок вновь спускается со стульчика и отправляется в «полет».
 

Пальчиковая игра «Осень»
Предложите детям выполнить
упражнения с помощью пальчиков под высказывания об осени.
1. «Подул осенний прохладный ветерок…» — ребенок начинает дуть на пальцы рук.
2. «Закружились листья и полетели с деревьев на землю…» — шевеля пальчиками, ребенок опускает руки вниз.
3. «По листочкам застучал дождик: кап-кап-кап…» — малыш стучит пальчиками по столу.
4. «По ним заколотил град…» — ребенок кулачками стучит по столу.
5. «Затем снег припорошил…» — малыш руками делает плавные движения вперед-назад.
6. «И накрыл их снежным одеялом…» — к столу прижимаются руки ладонями вниз.
 

Букет для бабушки
Соберите с ребенком букет из опавших листьев. Только заранее нужно сообщить ребенку, для кого предназначен этот букет. Рассмотрите внимательно каждый собранный листок. Вместе с малышом описывайте их формы, цвета, размеры. Также в лексикон ребенка вводите новые слова: «золотой», «пурпурный», «светло-коричневый», «багряный» и т.п. Если попадется рваный лист – покажите его ребенку. После этого посмотрев на какой-нибудь листок, начните искать дерево, на котором он вырос. 

Экологическая игра «ЛЕСНИК»  

Закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков. 

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (муравейник, ягоды, ландыш, гриб съедобный и несъедобный, паутина, бабочка, скворечник, птичье гнездо, костер, еж и др.). 

Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами. 

Дидактическая игра "Найди листок, какой покажу"

Тема: Деревья.

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал воспитатель.

Ход игры. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, напри мер, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они по летели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.Игра повторяется с разными листьями.

Дидактическая игра "Найди в букете такой же листок"

Тема: Деревья.

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Правило. Листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

Оборудование. Подобрать одинаковые букеты из 3 - 4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.

Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три - такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кле новым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

Дидактическая игра "Такой листок, лети ко мне"

Тема: Деревья.

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.

Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья дуба, клена, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).

Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист клена и говорит: «У кого такой же листок - ко мне!»
Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения. 

Дидактическая игра "Найди листок"

Тема: Деревья.

Дидактическая задача. Найти часть по целому.

Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.

Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле, - говорит педагог. -Раз, два, три - ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

Дидактическая игра "Кто быстрее найдет березу, ель, дуб"

Тема: Деревья.

Дидактическая задача. Найти дерево по названию.

Правило. Бежать к названному дереву можно толь ко по команде «Беги!».

Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три - к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

Дидактическая игра "Найди листок, как на дереве"

Тема: Деревья.

Дидактическая задача. Найти часть по целому.

Правило. Искать на земле нужно только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.

Ход игры. Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле.

Воспитатель говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

Дидактическая игра "Все по домам!"

Тема: Деревья.

Дидактическая игра. Найти целое по его части.

Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу воспитателя.

Оборудование. Листья 3 - 5 деревьев (по количеству детей).

Ход игры. Педагог раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. «Все по домам!» Дети по этому сигналу бегут к своим палаткам, становятся рядом с тем деревом, от которого лист.

Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он подбежал.

Примечание. Игру можно провести с листьями, плодами и семенами или только с семенами и плодами. 

Дидактическая игра "Найди дерево по описанию"

Тема: Деревья.

Дидактическая задача. Найти предмет по описанию.

Правило. Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

Ход игры. Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.

Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

 Дидактическая игра "Беги в дом, какой назову"

Тема: Деревья.

Дидактическая задача. Найти предмет по названию.

Правило. Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.

Ход игры. Игру проводят по типу «Ловишек». Кого-либо из детей назначают ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим.

При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.

 

Приятных Вам и интересных осенних прогулок!


5 комментариев:

  1. Спасибо, Татьяна Владимировна! Как много игр, оказывается, бывает на природе!

    ОтветитьУдалить
  2. Удивительно, как много оказывается существует способов организовать досуг детям даже в плохую погоду! Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересные занятия в любую погоду и любое время года! Только так)

      Удалить
  3. Татьяна Владимировна, а мы уже поиграли! Интересный опыт с измерительные дождя. У меня много идей теперь!

    ОтветитьУдалить