Дидактические игры по экологическому
воспитанию в помощь воспитателю
Программное содержание:
Безопасное
поведение в природе.
- Формировать основы экологической культуры.
- Продолжать знакомить с правилами поведения
на природе.
- Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и
растительного мира, занесенными в нее.
- Уточнять и расширять представления
о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами
поведения человека в этих условиях.
Ознакомление с природой
Расширять и уточнять
представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга,
сада, леса.
Конкретизировать
представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами
их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей
устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширять
представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.).
Расширять и систематизировать
знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях
уголка природы.
Дать детям более
полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей
среде.
Расширять знания
детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых.
Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями,
муравьи— в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами
защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением
и т. п.).
Учить различать по
внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз
и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу
передвижения (летают, прыгают, ползают).
Развивать интерес
к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов,
лесничих и др.).
Учить обобщать и
систематизировать представления о временах года.
Формировать представления
о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления
природы, как иней, град, туман, дождь.
Закреплять умение
передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Объяснить, что в природе все взаимосвязано. Учить устанавливать причинно-следственные
связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений,
то растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к
пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей
среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни
человека.
Закреплять умение
правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями
и животными, не нанося им вред).
Оформлять альбомы
о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять
знания детей о том, что сентябрь— первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени
(похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней
на почве).
Показать обрезку
кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений
(настурция, астры) в горшки.
Учить собирать природный
материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. Обогащать представления
детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно,
мороз, гололед и т. д.). Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях
долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.
Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.;
из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).
Учить детей замечать,
что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на
крышах домов появляются сосульки).
Рассказать, что 22
декабря — самый короткий день в году. Привлекать к посадке семян овса для птиц.
Весна. Расширять
представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце,
зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается
ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают
бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Познакомить с термометром
(столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того,
где он находится — в тени или на солнце).
Наблюдать, как высаживают,
обрезают деревья и кустарники. Учить замечать
изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают
и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить
детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.
Знакомить детей с
народными приметами: «Длинные сосульки— к долгой весне», «Если весной летит много
паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления
детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи,
тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее
благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными
приметами: «Радуга от дождя стоит дол- го — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной
погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето
кончилось».
Рассказать о том,
что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня
ночь удлиняется, а день идет на убыль).
Знакомить с трудом
людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.
Игры на экологической тропе Возраст: 6–8 лет
Цель: Познакомить детей с характерными признаками деревьев, развивать любовь к живому.
Оборудование: Гербарные листы (мы заменяем их рисунками или ксерокопиями листьев), бумага, краски, карандаши.
Ход:
Игра-разминка «Передача энергии». Возьмемся за руки и встанем в круг. Передаем друг другу энергию, потихоньку пожимая руку соседа, и это рукопожатие передается от человека к человеку по цепочке.
Пошлите энергию сначала в одном направлении, затем в другом. Затем посылайте энергетический импульс в обе стороны. Затем приступайте к самому главному - посылайте энергию с закрытыми глазами, а через 10 секунд – в оба конца.
Игра «Похлопали – потопали». Ведущий рассказывает о деревьях.
Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают. Например,
– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.
– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.
– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.
– Внутри деревьев течет сок.
– В лесу много разных деревьев.
– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.
«Найди свое дерево». Дети делятся на пары. Один из играющих закрывает глаза (если есть возможность, то глаза закрываются повязкой), а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. При этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т.д. После нескольких минут знакомства «слепого» отводят от дерева, снимают повязку и просят найти свое дерево. Затем игроки меняются ролями.
«Портрет дерева». Еще раз вернитесь к своему дереву и внимательно его рассмотрите, погладьте, послушайте. Если экскурсия проходит весной, можно послушать сердцебиение (сокодвижение) дерева с помощью стетоскопа или просто приложившись ухом к стволу. Обратите внимание на цвет и фактуру коры, крону, листья, цветки или плоды (если они есть). Спросите детей, смогут ли они сейчас найти свое дерево в другом месте. Предложите детям, вернувшись в помещение, нарисовать или склеить портрет дерева (можно для этого подобрать листья, сделать рисунок коры, наложив лист бумаги на кору и раскрасив его простым карандашом).
Комментариев нет:
Отправить комментарий